Пресса
Назад
19
Nov
2014
В погоне за красотой

…Как когда-то Петр I прорубил окно в Европу, мирискуссники во главе с Дягилевым и Бенуа на рубеже XIX-XX столетий вывели в свет избалованной и, отчасти пресытившейся, Европы – большое русское искусство. Новаторское, подлинное и самобытное, пышное, яркое, воздушное, импрессивное, мастерски повествовательное.

Более того, оно всесторонне проникло неизвестным доселе стилизованным русским почерком в живопись, театр, сценографию, музыку и книгоиздательство, навсегда изменив устоявшиеся традиции. Оно открыло Европе новую Россию и настолько пришлось ко двору на западе, что до сих пор работы мастеров объединения «Мир искусства», а это великие Бенуа, Бакст, Васнецов, Коровин, Яковлев, Серов, Кустодиев, Рерих, Лансере, Левитан, Поленова, Гончарова, Сомов и др., – неподражаемая гордость коллекционеров мира, топ-лоты в торгах знаменитых аукционов, желанный и выгодный способ инвестирования. Уже сам перечень имен людей, входивших в круг мирискусников, как принято называть членов одноименного объединения, внушителен и представляет собой нечто уникальное. Беспрецедентность достижений этих талантливейших людей неоспорима. Ведь мало того, что каждый из них самородок, но сотрудничая вместе и продвигая новые для того времени идеи и взгляды, эти творцы своей эпохи реально добились небывалых высот. Им удалось изменить и украсить не только ход истории классического искусства, но открыть миру неизвестное и многогранное искусство России с помощью неординарных антрепризных проектов, выставок, театральных премьер. Им посчастливилось стать разработчиками, законодателями целых жанров и направлений в уже существующем искусстве – от моделирования театрального костюма и разработки революционных декораций к спектаклям до выпуска литературного и живописного проекта нового образца. Сегодня на этих столпах продолжает жить и развиваться мировое искусство. Мирискусники глубоко современны: наши визуальные образы – от событий Петербургского периода русской истории до представлений о том, как должен выглядеть сегодня элитный художественный журнал, эксклюзивная книга, театральные декорации и костюмы, дизайн интерьера — во многом сформированы именно мирискусниками. Как нечто большое и важное, объединение «Мир искусства» началось, всего-то, с круга молодых амбициозных творцов с живым сердцем и умом, друзей юности по обучению в гимназиях, в университете и, в дальнейшем, Академии художеств – Бенуа, Философов, Бакст, Сомов, Дягилев, Коровин, Нувель. Главным организатором и идейным вдохновителем был Александр Бенуа. Страстно любящий театр, он не пропускал ни одного спектакля еще гимназистом, а студентом тем более. До головокружения увлеченный творчеством Петра Чайковского, не особенно любимого критикой в то время, Бенуа стал привлекать членов своего кружка к постижению его музыки. Именно два произведения этого композитора повлияли на изобразительные ориентиры молодых художников. Сначала его очаровала «Спящая красавица». После премьеры балета в 1890г. друзья Бенуа – Дягилев, Философов, Бакст, Нувель, Сомов, Коровин оформили для себя идеи реформ в русском искусстве, которые впоследствии лягут в основу объединения «Мир искусства». Их поразила историческая действительность, воссозданная в «Спящей красавице» - она приурочена и к детству будущего короля Людовика XIV, и погружена в сказки Шарля Перро. Перед будущими мирискусниками предстал миф-жизнь, с античной эстетикой и эстетикой Ренессанса в России. Сам Александр Бенуа, признается в своей книге «Мои воспоминания»: «Восхищение «Спящей красавицей» вернуло меня вообще к балету, этим загоревшимся увлечением я заразил моих друзей, что через несколько лет подвинуло нас самих на деятельность в той же области, в театре, а эта деятельность доставила нам мировой успех!» Далее, опера «Пиковая дама» Чайковского, с образами Петербурга привнесла в умы будущих мирискуссников дополнительный новый вкус. Друзья погрузились в европейскую архитектуру северной столицы и ее окрестностей – изучали дворцы Петергофа, Ораниенбаум, Царское село. Осваивали живопись, посещали театры, концерты и выставки. Все больше и больше влюбляясь в романтизм, петровское барокко, эстетику Ренессанса, энтузиасты горели идеей о создании русского искусства другого формата. Они желали расстаться с обветшалыми художественными традициями передвижников, с массовостью и порой народной сюжетностью в живописи. Но страстно желали возвратить русскому искусству главное его качество – художественность и насытить его эстетикой, красотой, изяществом. Объединение не преследовало цель создать отдельное направление в искусстве. Как говорил А. Бенуа: «У нашего кружка направления не было, вместо направления у нас царил вкус». В дальнейшем мирискусники с энтузиазмом боролись за то, чтобы достойно представить это обновленное русское искусство на Западе. За какой проект бы они не брались в дальнейшем, именно этой эстетики и придерживались – «искусство ради искусства». Однако повышенным интересом к зарубежному искусству многие из них заслужили в литературно-художественной среде репутацию западников.

Окно в Париж

В паре с Александром Бенуа, важнейшим идеологом и двигателем проектов мирискуссников стал Сергей Павлович Дягилев, позднее известный театральный деятель, антрепренер. Он играл ведущую роль в решении всех организационно-практических задач. И грезил идеей сплотить молодых художников Петербурга и Москвы. Дягилев проявил еще невиданные в России качества современного продюсера – энергию, предприимчивость и настойчивость при организации первой международной выставки. Он уговаривал одного, подгонял другого, стыдил третьего... А главное умел найти средства и достойно продвигать проекты мирискусников. В 1898 году Дягилев впервые добился совместного выступления мастеров двух столиц на Выставке русских и финляндских художников. Здесь успешно участвовали Бакст, Бенуа, Васнецов, Коровин, Нестеров, Лансере, Левитан, Малютин, Поленова, Рябушкин, Серов, Сомов и другие. Дягилев, с присущим ему организаторским талантом, устроил все с большим вкусом: само оформление выставки было необычным для Петербурга и, тем более, для Москвы: в зале всюду расставлены цветы, а на вернисаже играл оркестр. Он так же организовал присутствие на открытии многих членов царской семьи во главе с императором! Наконец, он договорился об экспозиции выставки, которая уже пользовалась успехом, в Мюнхене. Выставка подтолкнула Дягилева реализовать мечту - организовать художественное общество и уникальный журнал, посвященный искусству. В том же 1898 году ему удалось убедить известных меценатов и любителей искусства С. И. Мамонтова и М. К. Тенишеву финансировать ежемесячный художественный журнал. Вскоре в Петербурге вышел первый номер журнала «Мир искусства». Своим наполнением он произвел переворот, став для России новым типом периодического издания – начиная с обложки и заканчивая иллюстрациями и начертанием шрифта, журнал был произведением искусства. Например, были найдены матрицы подлинного елизаветинского шрифта, с которых отлили шрифт для журнала, клише заказывали уже в Германии. Печать осуществлялась в типографии Р. Голике и А. Вильборга. Своим успехом издание было обязано редакции и ее руководителям – Дягилеву и Бенуа. Работа велась прямо в квартире Дягилева. Здесь рисовали, редактировали тексты, ретушировали фотографии (хобби Бакста), писали, производили бухгалтерские расчеты... Все работали, не считаясь со временем и силами. Сам Александр Серов, примкнувший к мирискусникам, например, мало участвовал в этой работе, но любил бывать в редакции и делать карикатуры. Так появились известные ныне, острые и довольно жесткие шаржи на всех друзей Серова: Дягилева, Бенуа, Нувеля, Грабаря, Бакста, которые впоследствии вошли в коллекцию Бенуа. «Мир искусства» было первым художественным объединением в России, имевшим свой печатный орган. С одноименным журналом сотрудничали писатели и философы, поэты, публицисты, лучшие художники. Издание регулярно знакомило русскую публику с творчеством зарубежных мастеров, публиковало обзоры иностранных изданий, выставочных экспозиций, репродукции современной живописи и графики. Его направленность была в постепенном сближении с интернациональным стилем «модерн», а также в популяризации русского искусства XIX-начала XX вв. При этом «Мир искусства» - преимущественно журнал личной свободы творчества, лишенный какой-либо определенной тенденции. Журнал издавался до 1904 г. А что же было с самим объединением «Мир искусства»? При главенстве Дягилева и Бенуа, художники, графики Сомов, Бакст, Лансере вместе с Добужинским и Остроумовой-Лебедевой составили творческое ядро союза. К ним примыкали Головин, Билибин, Рерих; из мастеров «старшего поколения» в число авторитетов общества вошел Серов; как критик и исследователь с коренными «мирискусниками» был тесно связан Грабарь. На выставках 1899–1903 гг. экспонировались также работы Врубеля, Яковлева, Коровина, Левитана, Нестерова, Васнецова, Малютина, Трубецкого и мн. др. С появлением журнала и под его эгидой, мирискусники шагнули в выставочную деятельность. Первые пять выставок с 1899 г. по 1903 г. были наиболее громкими и успешными, собрав более 60-ти художников, в том числе блестящих европейских мастеров – Клода Моне, Гюстава Моро, Пьера Пюви де Шаванн, Дж. Уистлера и др. В 1902 г. произведения мирискусников были выставлены в русском отделе Международной выставки в Париже, где мастера Коровин, Малявин, Серов и Трубецкой получили высшие награды. После, были выставки русского искусства в парижском Осеннем Салоне, затем был Берлин и Венеция.

«Мир искусства» на сцене Европы

Дягилев, как умелый антрепренер, человек предприимчивый и влюбленный в музыку, балет, театр, с этого времени привозит в Европу свои «Русские сезоны», которые произведут фурор! Теперь старый свет не мыслит духовной и культурной жизни без ежегодных дягилевских сезонов. Оперные и балетные спектакли на классическую и современную музыку проходят здесь именно в новаторских постановках молодых режиссеров-хореографов, в исполнении целой плеяды звезд, но главное, в совершенно революционных костюмах и неподражаемых новаторских декорациях Бакста, Бенуа, Билибина, Головина, Коровина, Рериха. Дежурные декорации к спектаклям, благодаря им, навсегда покинули русский театр. Всё здесь представало европейцам высоко эстетичным, богатым, роскошным: каждая деталь спектакля, костюма, звука, практически, была шедевральной. Париж ждет и встречает сезоны Дягилева пять лет подряд с 1909 по 1914 гг. Именно дягилевские «Русские Сезоны» прославили русских мастеров мирискусников наиболее ярко, и открыли западу окно в новый мир, новую русскую культуру как высокое большое искусство. Европа аплодировала стоя сезонам Дягилева еще и потому, что мирискуссники произвели реформу театра. Здесь властвовали новаторы Бенуа и Бакст. Все, кроме музыки преобразилось – костюм, сценография, режиссура. Бенуа в своих воспоминаниях пишет: «Я совершенно убеждён, что с нашего русского сезона может начаться новая эра французского и обще-западного театрального искусства». Мирискусники впервые стали изображать эскиз костюма и актёра в нём в движении, определяя, таким образом, характер поведения, стиль образа и даже направление работы для балетмейстера. В этой области Лев Бакст с первых же шагов (ещё в России) занял доминирующее положение, с тех пор он так и остался единственным и непревзойдённым. В «Русских сезонах» особенно ярко проявился и расцвёл его декоративный талант. Современная сценография и костюм, как и оформление спектаклей сезонов Дягилева, обязаны славой именно ему. Бакст создал непревзойдённый театральный костюм, «пиршество для глаз» роскошных и феерических зрелищ. Витиеватые, ювелирно пышные орнаменты, яркие цвета и богатство декора, тканей, аксессуарики и деталей поражает воображение. Большая часть эскизов костюмов Бакста, решена в торжественно ярких тонах и часто обильно украшена золотом. Блеск и роскошь восточных красок через художественность эпохи Возрождения. Восторг вызывали как неисчерпаемая фантазия художника, так и изумительные находки, в смысле сочетания и самого качества цветов. Бакст для собственного удовольствия придумывал узоры и, как ювелир, затем, чеканил их. Вот почему до сих пор его костюмные макеты сегодня остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями, которые редки и представлены в лучших музеях мира, частных коллекциях, быстро раскупаемы с молотка лучших аукционов.

Живопись изящества

Живопись и графика мирискуссников в отличие от работ передвижников с суровым реализмом и сюжетами из народа, была потрясающе сказочной, изящной, легкой и стилизованной под прошлые века. В своих произведениях они оживляли своеобразную «кукольность» рококо, благородную строгость русского ампира. Показывали как бы нарочито чудесную несуществующую реальность, с сюжетами из дворцовой жизни, с богатством и пышностью костюмов героев. Эти творцы создали особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Поражая утончённым декоратизмом, тонкими линиями, переходящими в орнамент в графике (Бакст, Гончарова), и неслучайным, мастерским изяществом в работе с цветом, прозрачностью и воздушным сочетанием матовых тонов в живописи. Все произведения мирискусников – это обилие красоты в субъективном понимании каждого мастера. Стоит упомянуть, что благодаря деятельности мирискусников небывалый расцвет переживает искусство оформления книги. Художники активно работают над первым и крупнейшим в истории того времени оформлением учебников по истории России. За несколько лет до начала Первой мировой войны издательство Кнебеля в Москве выпустило комплект из пятидесяти хромолитографий большого формата, оригиналы для которых выполнили мирискусники, и только тогда учащиеся земских школ получили наглядное представление об истории государства. Художникам «Мира искусства» удалось создать сюиту талантливых и запоминающихся образов Петербургского периода русской истории – визуальных образов исторических событий, которыми можно было гордиться. Кстати, позднее, работа Александра Бенуа «В немецкой слободе. Отъезд Петра I из дома Лефорта», созданная именно к этой серии «Картины по русской истории», которая выходила в виде открыток и больших репродукций, была продана несколько лет назад в Москве за 16,275 млн руб. ($555 тыс.). В своем первозданном виде объединение «Мир искусства» просуществовало всего 5 лет с 1898 по 1903 гг., но сумело кардинально повлиять на дальнейший ход и развитие искусства в России, дав последователям сильный толчок, шанс для свободы взглядов и мнений в творчестве. Позднее, в 1910 начнется второй этап жизни легендарного объединения. Бенуа не остановится и продолжит объединение талантливых и неординарных художников. Но этот этап уже будет другим. Судьбы художников объединения «Мир искусства», которых русская революционная катастрофа XX века разметала по свету, сложились в большинстве своем трагично. Львиная доля работ мирискуссников, в результате вынужденной и повальной эмиграции после революции 1917 года, создавалась на чужбине. Вне России. В страданиях и тоске по родине написанные большинство полотен, эскизов костюмов к балетам и операм, театральных декораций, уникальных иллюстраций к книгам и записям, литературных работ, сохранились, в настоящее время, составляя лучшие коллекции мировых музейных и частных фондов. Оставаясь вне времени.

Мирискусники сегодня

Изобразительные произведения мирискусников – признанные шедевры мировой культуры. Ведь в объединение «Мир искусства» в разное время входили самые передовые русские художники: А.Бенуа, Л.Бакст, М.Врубель, А.Головин, М.Добужинский, К.Коровин, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, М.Нестеров, В.Серов, К.Сомов, А.Яковлев, В.Васнецов, Н.Гончарова, И.Билибин и многие другие. Художники-мирискусники вошли в историю, оставив обширное наследство, которое и поныне сохраняет неоспоримое художественное значение. Крупнейшие музеи мира представляют экспозиции, либо работы этих авторов, растет круг инвесторов – поклонников русского искусства данного периода, которые приобретают полотна через арт-дилеров на аукционах. В художественных рейтингах ведущих аукционных домов мира Sotheby's, Christie’s , Bonhams, и MacDougall's имена мирискусников занимают самые высокие позиции. Эскизы к картинам, иллюстрациям или макетам костюмов мирискусников имеют качественный инвестиционный прирост, как и живописные полотна художников объединения. Во второй половине 2000-х годов фаворитами инвестиций коллекционеров из мирискусников остаются Александр Бенуа, Леон Бакст, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Александр Яковлев, Наталья Гончарова.

Вот некоторые факты:

• Уникальная коллекция акварелей и театральных эскизов великого русского художника Александра Бенуа, проданная в конце ноября 2011 года на Sotheby’s по рекордной стоимости, стала крупнейшей из тех, которые когда-либо выставлялись на торги аукционов. Перед проведением торгов часть работ Бенуа была выставлена в нескольких музеях Франции и Италии. Ранее данная коллекция работ Александра Бенуа находилась в частном собрании семьи знаменитого мастера. Среди проданных с торгов работ, – портреты членов семьи Бенуа, акварели, пейзажи, иллюстрации к книгам и эскизы декораций. Особыми лотами из данной коллекции, вызывавшими повышенный интерес среди коллекционеров и любителей живописи, стали эскизы декораций и костюмов для знаменитого балета И. Стравинского «Петрушка» и оперы «Соловей», показанных во время гастролей в Париже в начале прошлого века знаменитых Русских сезонов Дягилева. Эскиз Бенуа к опере «Соловей» приобрел неизвестный покупатель за $235,5 тыс. И это при том, что эстимейт (оценочная стоимость) этого эскиза составил всего $50 тыс. Итоговая стоимость всей коллекции составила $3,1 млн, в два раза превысив эстимейт. Таким образом, на последних торгах аукционного дома Sotheby’s был поставлен новый мировой рекорд аукционной цены на работы Александра Бенуа.

• На аукционе MacDougalls в конце 2011 года «Купчиха» Бориса Кустодиева стала самым дорогим лотом торгов русского искусства этого аукционного дома. Она ушла с молотка за 2 млн. фунтов стерлингов.


• Полотно Бориса Кустодиева «Извозчик» из коллекции нобелевского лауреата советского физика Петра Капицы в 2012 году продано на аукционе Christie’s за рекордную сумму 4,4 млн. фунтов стерлингов (7 млн. долларов). Изначально картина оценивалась в 1,5-2 млн. фунтов стерлингов.

• В 2011 году на торгах аукционного дома MacDougalls самой дорогой работой в разделе графики стал эскиз декорации Леона Бакста «Порт Фамагуста» к спектаклю «La Pisanelle ou la Mort parfumee» (около 1913 г.), который в 20 раз превысил свою первоначальную оценку в 40-60 тыс. фунтов и продался за 850 тыс. фунтов. А в мае 2012 года картина Леона Бакста установила новый ценовой рекорд на Christie’s, акварель «Желтая султанша» ушла с торгов к анонимному покупателю почти за $1,5 млн., при том, что ее эстимейт составил $560-700 тыс. Таким образом, работа известного русского и художника был продана почти в три раза дороже первоначальной оценки. В ноябре 2013 года полотно Леона Бакста «Купальщики на пляже на Лидо в Венеции» ушло с молотка за 500 тыс. фунтов ($815 тыс.).

• 1 ноября 2011 года в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s картина знаменитой художницы Натальи Гончаровой «Московская улица» была продана за $6,3 млн. В 2008 году был поставлен ценовой рекорд на ее работы, когда натюрморт «Цветы» был продан за $10,9 млн.


• В мае 2005 г. пейзаж Константина Коровина «Гурзуф летом» на Sotheby's продан за рекордную цену - 1 млн. 38 тыс. фунтов. Картина, выполненная в зелено-фиолетовых тонах в характерной «коровинской» манере, более чем в 12 раз превзошла свою оценочную стоимость. Коровин традиционно пользуется успехом у западных коллекционеров российского искусства, но подобный успех стал настоящей сенсацией.



Источники и материалы:

• Литературно-художественный альманах «Феномен», №1(5) январь-март 2008 года

• Александр Бенуа «Мои воспоминания»

• Б.М.Носик «С Невского на Монпарнас: русские художники-мирискусники за рубежом»

• Г.И. Чугунов «Валентин Серов в Петербурге». Биографии и мемуары

• Популярная энциклопедия мирового искусства

• Мировая история костюма (http://www.costumehistory.ru)

• Обзоры торгов аукционов по материалам сайтов artprice.com, artinvestment.ru, РИА Новости, Luxlux.net