Художники а . б . в . г . д . е . ё . ж . з . и . й . к . л . м . н . о . п . р . с . т . у . ф . х . ц . ч . ш . щ . ъ . ы . ь . э . ю . я
Назад
СЕРОВ ВАЛЕНТИН 1865-1911

Биографическая справка

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.

Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. Увековечив свое имя как  непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Учился  в петербургской Академии художеств в (1880-1885 годах) у П. П. Чистякова.

Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888; обе — Третьяковская галерея)  явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели — чувства свежести, той особенной свежести, которая всегда чувствуется в натуре и не видится в картинах, воплотив в этих образах юности,  света,  радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.

 В 1896 принял участие в выставке мюнхенского Сецессиона, в 1898 избран его членом. Примерно в том же время состоялось знакомство Серова с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания и остается в нем до 1911 г.

 Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Его отличало глубокое проникновение во внутренний мир человека, он был непогрешимо правдив в своих характеристиках и с феноменальной требовательностью к себе и упорством стремился к полноте раскрытия образа.

В конце XIX века Серов становится едва ли не лучшим портретистом России, превосходя в этом даже своего великого учителя Репина. Живописное и колористическое мастерство, совершенство и точность серовского рисунка -  необыкновенны. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера объясняется умением найти верные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить жизненный образ. Его портреты - не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, но, главное, внутренний мир, в котором живет изображаемый человек.

Искусство Серова менее чем за три десятилетия прошло путь от передвижнического реализма и импрессионизма до модерна. Живопись была основным приложением сил художника, но творчество Серова никогда не ограничивалось только ею. Работы мастера находятся в музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 

 

 

 

 


Другие работы художника